Спецпроекты: 100 мест в Израиле Рецепты Замечательных Людей Израиль: глазами блоггеров Открытый телеканал

Про ирокеза Юльку

style="display:inline-block;width:728px;height:90px"
data-ad-client="ca-pub-6588243057370002"
data-ad-slot="4662907712">

Фейсбук комментарий к публикации

В первый же рабочий день на новой работе в Стенфордском медцентре, я обратила внимание на молодую лаборантку. Крупная сероглазая блондинка с навечно загорелой желтоватой кожей того оттенка, который часто встречается у светлокожих людей, долго живших под южным солнцем и не особенно напуганных перспективой ранних морщин. Вздернутый нос картошкой, тонкие губы, накрашенные «бантиком», широкие плечи, длинные ноги. Кого-то она мне напоминала, Да, вспомнила, бабушку моего мужа, Хайку Бешер! Прямо копия бабушки Хайки, только молодая. Я в тот же день спросила у нее, откуда ее предки приехали в Америку, ожидая услышать историю про бегство из Румынии перед войной, или путешествие юного любителя приключений в начале прошлого века, или семью, которая бросила все после Кишиневского погрома, снялась с места и, не останавливаясь в Нью Йорке, добралась аж до другого края континента. Но вместо этого раздалось совсем неожиданное:
- А мы ниоткуда не приехали. Мы в Америке всегда жили. Я принадлежу к племени Сенека, из Нации ирокезов.

Так я познакомилась с ирокезом Юлькой. Вообще-то ее звали Джули, но она как-то очень быстро стала Юлькой, она любила прозвища, придумывала их для всех, с кем у нее были дружеские отношения, и от своего не отказывалась.

Мы подружились. Она много и бессистемно читала, любила классический рок, часто напевала себе что-нибудь под нос. Была любопытна к людям, собственно, потому мы и подружились, что она мной, такой экзотической, заинтересовалась. И меня в ней привлекла, в общем, тоже ее экзотичность. Подумать, только, настоящий индеец, правда, без перьев в волосах, подозрительно блондинистых, без томагавка и без трубки мира, хотя и с сигаретой. Она курила, единственная на всю лабораторию, а, может, и на весь лабораторный корпус.

Она старательно работала, не ленилась, а во время работы как-то производила очень много веселого шума. То поет, то смеется, то просто гремит лабораторной посудой. Со всеми в лаборатории у нее был не просто рабочий, а личный контакт, и если ей хотелось высказать кому-нибудь свое мнение, она никогда себе в этом не отказывала, причем обижаться на нее было просто невозможно. Помню, во время войны в Югославии все вежливо молчали на эту тему , как и положено приличным воспитанным американцам на работе, а с Юлькой у меня завязался спор, и она спорила азартно, прямо как бабушка Хайка, и мы с ней немножко покричали друг на друга, и это очень разрядило атмосферу.

Мы вместе выгуливали ее огромную собаку и моего сына, попивали пиво в темных мрачных барах, ходили на выставки индейского серебра. Она научила меня различать стили разных племен: навахо, хопи, рассказала, что означают традиционные орнаменты и фигурки на браслетах и ожерельях, познакомила с художниками. Я с наслаждением и любопытством смотрела, как работают с традиционными материалами: бирюзой, кораллами, перламутром. Юлька моей страсти к побрякушкам не разделяла, но считала, что ей необходимо знать хотя бы азы древних ремесел своих предков.

Она пришла в лабораторию, когда еще училась в школе. Ее привела мама, профессор Стенфордского университета, этнограф, специалист по коренным жителям Американского континента. Мама Юльки оказалась куда больше похожей на привычный образ индеанки, маленькая, кругленькая, скуластая, с очень темными глазами, она принадлежала к племени навахо. Но Юлька отказалась официально вступать в ряды навахо, по ее словам, их и так слишком много, и они принимают к себе всех, кто ни попросится, и предпочла отцовскую Нацию ирокезов.

Юлька рассказала мне, что в племя тебя действительно принимают, это делает совет старейшин, и тебе выдается официальный документ, что-то вроде паспорта. Этот документ дает тебе право жить на резервации, если ты хочешь, и иметь доступ к общему котлу племени, в котором частенько бывают внушительные суммы, потому что индейским племенам разрешается содержать игорные дома на своих территориях. А поскольку казино разрешены только в Неваде и еще в парочке мест на всей территории США (Атлантик-Сити, пароходы на Миссисипи, а больше я и вспомнить не могу), то доход у индейских казино бывает вполне приличный.

Информация о резервациях тоже была неожиданной. Мне подарили книгу об архитектуре Риги, и я принесла ее на работу. Когда Юлька открыла страницу с неприглядными пятиэтажками новых районов, она с удивлением воскликнула:
- Смотри, совсем как резервация!
Мне резервации всегда представлялись чем-то средним между концлагерем и поселком партизан в лесу, а оказалось, что это обыкновенные Черемушки, серые и скучные.

К тому времени, когда мы познакомились, Юлька уже не то шестой, не то седьмой год училась в университете, нехотя получая свой диплом. Очень рано, по здешним меркам, лет в двадцать, она полгода побывала замужем, подробностей об этом эпизоде своей жизни не рассказывала, говорила только, что второй раз она такой вопиющей глупости не совершит. Она возилась с племянниками, приемными детьми своей старшей сестры, воспитывала непутевую младшую сестру, огромную собаку, немножко овчарку, немножко волка, двух кошек и ухаживала за мамой, диабет которой с годами разрушал ее тело все сильнее и сильнее.

От Юльки я узнала, что именно диабет безжалостно уничтожает коренных жителей Америки. Болезни, завезенные европейцами, сделали свое дело давным-давно, и у живущих сегодня индейцев к ним такой же иммунитет как и у всех остальных. Пьянство представляет собой очень серьезную проблему, главным образом, потому, что когда человек живет на резервации, и у него есть все необходимое, но нет будущего, запить очень легко, и люди пьют, и спиваются. Но от этого можно уехать, поселиться в большом мире, выбрать себе другую жизнь, профессию. Может найтись и призвание, и цель в жизни, и жить станет очень интересно, а вот от диабета убежать невозможно.

Очевидно, когда группа будущих американских индейцев пересекала Берингов перешеек, который тогда был на месте Берингова пролива, среди них не было никого с набором генов, дающих устойчивость к диабету. Или были, но они погибли, не оставив потомства. Во всяком случае, так вот не повезло: организм не выдерживает образа жизни, когда каждый день можно досыта наесться хлеба, риса или картошки, и годам к сорока, а то и раньше, почти все американские индейцы заболевают диабетом.

Старшая сестра Юльки не решилась заводить детей из-за того, что у нее диабет развился очень рано. Юлькина мама боролась с диабетом долго и мучительно. Там было все: слепота, отказавшие почки, гангрена... Юлька ухаживала за мамой, пока та не умерла, а через полгода должна была мчаться на Восточное побережье, где на северной границе штата Нью Йорк умирал от диабета ее отец.

Похоронив отца, Юлька так и осталась на территории Нации ирокезов, в штате Нью Йорк. Потом перебралась в Канаду вместе с сестрой, собакой и кошками, подучилась еще немножко, получила степень магистра («вторую») и пошла работать в лабораторию генетики.

Там у нее завязалась своя жизнь и свои заботы, и наша дружба привяла. Периодически мы перезваниваемся. Юлька рассказывает, что у нее новая собака вместо умершей от старости прежней, что она подумывает, не получить ли ей второй диплом, юридический, и заняться запутанными вопросами автономии Нации ирокезов. У нее развился диабет, но она знала, что рано или поздно он ее достанет. Курить она бросила, но признает, что уже бросала раньше, а потом опять принималась дымить. Замуж она по-прежнему не собирается.

Зачем я рассказала эту историю? Наверное, потому что мне захотелось, чтобы образ американского индейца как-то более соответствовал истине. Не полуголый некто в перьях с томагавком на мустанге, а Юлька в джинсах и футболке. В одной руке собачий поводок, в другой сигарета. Типичный ирокез.

Комментарии

Замечательный пост! Спасибо!
И написано здоровски!!
Если говорить откровенно, то про поголовный диабет я услышал впервые, ни малейшего понятия об этой проблеме я не имел.
Всё остальное новым для меня не было, но у меня возник вопрос к Вам, Илана.
Мои американские родственники говорят, что для индейцев бронируют места в университетах и колледжах и они поступают туда по льготам. Якобы, им нужно для поступления только отнести документы в приёмную комиссию..
Мне приходилось упоминать о том, что у меня есть многочисленные родственники в США и я получаю от них самые разные, иногда и противоречивые сведения. Не далее, как сегодня я встречался с одним, Марком, прилетевшим на сутки в Хайфу на похороны, он живёт в США 35 лет...

Ходят слухи, что такие льготы есть. Теперь о том, что я сама знаю.

Во-первых, большинство университетов США - частные, и у них нет единых правил приема, и единых требований к абитуриентам тоже нет. Тяжело поступить только в горстку престижных университетов, а в остальные - довольно легко, были бы деньги, очень много денег, обучение дорогое.

Во-вторых, когда заполняешь документы в очень многие вузы, особенно в государственные, тебя спрашивают не служил ли ты в армии, не принадлежишь ли ты к одному из индейских племен и не станешь ли ты первым членом своей семьи с университетским образоанием, если тебя примут, конечно. Все три фактора, очевидно, помогают при поступлении в вуз.

В-третьих, героиня этой истории Юлька, получив, наконец, свою первую степень в довольно-таки захудалом университете, стала сдавать экзамены для поступления в докторантуру на юридический. Ее не приняли, поскольку и отметки у нее были так себе, и LSATона сдала не слишком хорошо. То есть, ее не приняли автоматически, только потому что она индеец.

В-четвертых, когда она перебралась в Канаду, то там она смогла продолжить учебу, причем она мне сказала, что в Канаде существует больше привилегий для индейцев.

То есть, Ваши сведения не совсем неверные и не совсем достоверные.

Спасибо, так я и предполагал. Та форма, в которой мне были изложены эти сведения, натолкнула меня на подозрения в некоторой заинтересованности, необъективности, чтобы не сказать зависти, что ли..

Очень интересно,вспомнила сразу рассказы наших гидов об индейцах,когда мы путешествовали по Калифорнии,Неваде,Юте.Если я правильно помню,все индейцы получают пособия, где-то 1000-1500 $,независимо от наличия работы,владеют большими участками земли и казино. То есть созданы условия для нормальной жизни.А твой рассказ про диабет как-то выбил меня из этих пасторальных представлений}*

Да, люди не голодают. Насчет нормальной жизни, сложно. Надо или раствориться в "европейской" Америке или жить чуть ли не в каменном веке. Тяжело решить. И диабет, конечно, это очень серьезная проблема.

Интересно - не то слово. Юлька - как живая. Такой персонаж нарочно не придумаешь. История с диабетом отдает эпической трагедией. Недавно читала, что есть какое-то новое лечение - можно будет обойтись без уколов, но окажется ли прогресс медицины и генетики достаточно быстрым, чтобы индейцы не вымерли окончательно?
Вообще, вопрос на вопросе - и все беспокойные...Я немного читала про резервации в Австралии, там похожие проблемы, но это ведь вопрос шире - возможно ли в современном мире сохранить локальные/уникальные культуры? Похоже, тут даже не в деньгах или в отсутствии доброй воли дело.

Правда, это очень серьезная проблема и, по-моему, не решаемая. Сейчас в Стенфорде проходит трехдневный фестиваль индейской культуры. Песни и пляски, выставки народного мастерства, но от этого за версту несет отчаянной попыткой сохранить хоть что-нибудь, хоть в ненастоящей, "диснеевской" форме. С одной стороны - все прошлое твоего народа, а с другой - горячая вода в кране, электричество и холодильник, медицинское обслуживание и, между прочим, культура. Огромная, многогранная и заманчивая.

Борьба с диабетом идет. Чем больше люди знают о диабете, тем легче с ним справляться. Но очень тяжело.

С одной стороны - все прошлое твоего народа, а с другой - горячая вода в кране, электричество и холодильник, медицинское обслуживание и, между прочим, культура. Огромная, многогранная и заманчивая.

- и никуда от этого не деться, похоже, а прошлое именно в музейной форме хранить... К тому придет рано или поздно у всех...

Мы, относительно недавно выбравшиеся из-под занавеса и знакомые с миром индейцев лишь по книжкам Фенимора Купера, наверное куда большая экзотика для Юльки?)

Да, я была для Юльки такой же экзотикой, как и Юлька для меня. Ей было все интересно про жизнь за Железным занавесом. И она умела посмотреть на привычные мне вещи под совершенно новым, неожиданным для меня, углом.

Я видела в Канаде индейцев в национальных костюмах, делающих и продающих сувениры. Очень дорогие , кстати. И кое-что слышала о их жизни. Но осталось непонятным, что такое современная резервация. У них что, самоуправлние? И как они участвуют в жизни страны?

У них самоуправление, своя администрация и своя полиция. В Канаде, кроме того, немного иные правила чем в США. И, конечно, люди в национальных костюмах, торгующие сувенирами, это рекламный трюк, цель которого - продать сувениров побольше и подороже, это понятно.

Очень интересно! И написано хорошо.

Резервация , гетто или хрущёвки - разница в мелких деталях.

Да-а-а... Так оно и есть. А мы живем...

Даже не знаю, что сказать. Наверное, во всех этих резервациях-Черемушках самое нехорошее - это не бедность, а безысходность.

Спасибо, Илана! Живо представила Юльку и ваши споры, и ваше общение, и всё-всё...
Молодец ты, да и только!

Мне кажется, вы бы с ней понравились друг другу. И тоже спорили бы до крика, но без злобы. Юлька - очень прямой человек, с ней легко.

Вот прям не в бровь, а в глаз!!!
Я очень крепко, много лет, со студенческих времён дружила с однокурсницей. Дурацкое недоразумение развело нас и ни я, ни она не перешагнула через то, чтобы набрать просто номер телефона. Глубоко уверена, что и оправданий никаких бы не потребовалось... Но не взяли трубку, не набрали номер друг друга ни я, ни она...
Мы в спорах студенческих могли плеснуть кефира в морду или майонезом салютовать...потом, остыв, напару отмывали всё и смеялись.
Она до конца говорила правду, за что я ей очень признательна. Когда в сложный момент моих отношений с мужем на моём горизонте появился "джентльмен", желающий прям щас замуж меня забрать, она вышла на арену и расставила все точки над "И". И джентельмен исчез! А остался мой муж, который стирал пелёнки, заботился о моей маме и т.д.

Такой друг ужасно нужен каждому человеку. Один, правильно и вовремя данный совет - и все, жизнь пошла по правильному пути. Или наоборот. Мысленно благодарю сейчас свою подружку Монику из Миннесоты, человека необыкновенного и тоже очень прямого, которая дала мне парочку очень нужных советов в свое время.

Очень интересный рассказ - разрушает много стереотипов. А кроме того, всегда интересно читать про необычных людей.
Не совсем понимаю такого факта - если все сейчас уже знают, что диабет - наследственная болезнь индейцев. Почему не вести пропаганду о правильном и здоровом питании, чтобы избежать этого? Подозреваю, что раньше индейцы не страдали этой хворью, так как ели другую еду.

Ведут пропаганду, причем многие из тех, кто этим вопросом занимаются - сами индейцы, которые получили образование, вернулись на резервации и пытаются уберечь свой народ от вымирания. И тем, кто живут вне резерваций, тоже предоставляется информация, консультации, все, что необходимо. Может, случаев диабета от это действительно стало немножко меньше, но только совсем-совсем немножко. Я где-то читала, что есть племена (лакота, например), где диабетом в разной степени больны все, 100% населения.

Фантастический рассказ во всей смысловой многослойности слова "фаснтастика"!))))
Сероглазая блондинка с носом- картошкой в роле вождя краснокожих - дас ист фантастиш!)))
Спасибо за столь колоритное повествование!

Это все есть только правдивое повествование о местной жизни. Но я рада, что Вам понравилось.

что когда человек живет на резервации, и у него есть все необходимое, но нет будущего, запить очень легко, и люди пьют, и спиваются.

Очень интересно. Возникло несколько вопросов.
Есть ли у них там какая-то работа? Если есть всё необходимое,то это социальные выплаты или их общий котёл? Есть ли какая-то статистика о их якобы вымирании,или больше в этом играет роль ассимиляция

Там почти нет работы. Пытаются развить какую-то промышленность, но, опять же, возникает конфликт между традиционным образом жизни и требованием современного общества. Получается так, что почти все, у кого есть желание что-то с собой делать, уходит из резервации в Большой мир, а те, что остаются, или занимаются этнографическими исследованиями самих себя, или мастерят что-нибудь (очень красивая традиционная керамика, ковры навахо, серебро изумительной красоты у разных племен в разном стиле) или просто не знают, что с собой делать. Ассимиляция сегодня съела почти всех индейцев.

Общий котел существует, особенно у племен, которые завели казино, но у тех, у кого нет денег, это социальные выплаты федерального правительства.

:-)

Спасибо за историю! Прекрасно изложено и для меня много нового! Фильмы про индейцев с Гойко Митичем в главной роли - любовь детства ))
Резервация , гетто или хрущёвки - разница в мелких деталях.

Да, я, конечно, рассказала Юльке, что главные индейцы Европы - это югославы. Она очень сильно удивлялась.

что главные индейцы Европы - это югославы

А-ААААААААААА!!!! Этта пять!!!!!!!!!!))))))))))

:)))
Классно излагашь, начальник.
Согласен с мнением, что всем мы из разного рода резерваций (черты оседлости, Черёмушек и Мухосрансков) Одно дело, что кто-то от туда вышел, а кто-то навсегда остался в БАбруйске...
ПыСы. От себя лично. Носила ли дружбанка твоя Юлька, будучи ирокезом (кой) по определению, прическу "ирокез"? А если нет, то почему?

Про наши резервации - это правда, что и говорить...
А прическу "ирокез" Юлька не носила, потому что, во-первых, сия прическа отведена для мужчин-воинов, а во-вторых, что самое главное, Юльке она бы не подошла. А ни одна женщина, будь она хоть трижды ирокез, не будет носить то, что ей не идет. И Юлька распускала волосы по плечам или собирала их в хвостик на макушке, очень неэкзотично, но ей шло.

Илана, это моя оценка поста.

Блог-эксклюзив. Нажмите для изучения правил использования.

К сожалению у нас в Ботинке этот знак в большинстве случаев используется направо и налево, что обесценивает его...
Как ни странно, кое-какие преставления о жизни индейцев я почерпнула из детективных сериалов, но так интересно, подробно, динамично с неослабевающей интригой еще не случалось.

Полагю что Илане действительно стоило поставить этот знак в посте.
Я ставлю, нескромно...

Безусловный экслюзив!

А как? Я уже сгоряча, и по просьбе трудящихся, отправила все на Главную. Теперь не поменяешь...

Ботоведу напишите - он поставит с удовольствием)))

Теперь уже усе! Но хотя бы на Главной почвился - уже хорошо! А то треть боточитателей лишилась бы такой роскошной истории! ))

Блог-эксклюзив
Блог-эксклюзивом считается любой вид контента, который пользователь создал своими руками. Будь то фотографии, рассказ, видео, стих и т.п. В эксклюзивах допустимы цитаты других людей и с других сайтов. В то же время различные компановки текстов из других сайтов не считаются блог-эксклюзивами. Очень важно ставить этот лейбл в эксклюзивных публикациях по двум причинам. Во-первых, такая метка останавливает 60% тех, кто задумал скопировать информацию на чужом ресурсе без упоминания источника. Во-вторых это улучшает имидж сайта, когда мы показываем читателям, что у нас много эксклюзивных материалов. В-третьих система блога сможет формировать ленту и давать возможность читателям читать только эксклюзивные материалы.

)))

Таня, я почти всегда имею отличное от руководства мнение - надо бы с возрастом поумнеть, а вот не получается. :))

Блог-эксклюзивом считается любой вид контента, который пользователь создал своими руками. Будь то фотографии, рассказ, видео, стих и т.п.

Вот и я считаю, что все посты должны быть созданы своими руками, а иначе зачем блогосфера? Или в перепечатка интересного материала из сети в виде огромной цитаты.
Примеры: Можно поместить свои туристические фотографии Парижа с подписью - это Сена, а это вход в Лувр... Но от этого блог не станет эксклюзивом - хоть и создан автором, их миллионы таких отчетов, а можно как Татьяна Жаковская, так что от фото эффект полного присутствия, и хочется заходить в пост неоднократно. Или наоборот, в твоих парижских зарисовках вообще фотографии не нужны - настолько образное и живое повествование.

ИМХО

Tогда тут встает вопрос качества. Как бы я ни старалась, фотографии такого качества как у Татьяны Жаковской у меня не родятся. Я уже не говорю о профессиональных фотографах. И пишу я как могу. Если знак "exclusive" это вроде как знак качества, то, получается, что не я должна его себе давать, а другие? Кто? А если это всего-навсего знак того, что я сама состряпала весь свой материал, то я всегда так делаю, и большинство так делает. Даже когда это не мой текст, то приходится его переводить, время тратить. Что же делать?

И пишу я как могу

Вот бы всем нам так мочь!

Что делать?

Продолжать, поскольку это политика руководства Ботинка.

Можно я влезу под предлогом поблагодарить за комплимент?
Я тоже вначале думала, что БЭ - что-то вроде знака качества, который Ботовед присваивает))) - потом прочитала и стала лепить согласно правилам, хотя некоторое чувство неловкости осталось, посколько отдает "эксклюзивностью" в смысле супер-пупер.
Но вот насчет перепечатки интересного материала - случается, перепечатываешь, потому что хочется узнать, что народ думает - и отклики оказываются интересней первоначального материала. Вот тут-то иногда хочется отметить - это настоящий коллективный эксклюзив "Ботинка"!!!

100%.

Cоня, полностью согласная с Вами по-существу, процитировала для иллюстрации: в данном конкретном случае это вопрос терминологии. )))
Есть посты "на злобу дня" - перепечатки из интернет-газет. Бывало, что лично я узнавала о чем-то сначала из поста в Ботинке, а потом уже лезла в новостное издание.
И под такими значок "эксклюзив", по-моему, никто не ставит.)))

А "...не должно сметь / Свое суждение иметь" - как-то вроде и не подразумевалось обсуждать)))))

( я ведь почему глазом зацепилась - по -первости тоже думала, что "Блог-эксклюзив" это какое-то супер-пупер повествование, пока не залезла в Правила... Оказалось, что всего-лишь значок авторского права.)) )

Оказалось, что всего-лишь значок авторского права.)) )

Вот об этом и причитаю:)) Хочется вернуть ему родное:) французское значение "exclusif — исключающий"

Есть несколько очень приличных писателей, пишут про жизнь на территории резерваций и вокруг. Сейчас, к сожалению, так поздно (или уже рано), что я не могу вспомнить ни одного имени. Но я вспомню.

Мне как-то подвернулась книжечка - у мамы - какой-то американской писательницы-фантазерки о том как жену видного американского политика вместе с маленьким сыном воруют индейцы для того чтобы шантажировать мужа. Книжечка завершается "счастливо" - женщина остается с похитителем, по любви, взаимной, по стечению обстоятельств он же вождь. Быт описан как у Майн Рида примерно, дамочка явно не видела в глаза ни одного живого индейца никакого племени. Поулыбалась :)

)))

Недаром детский психотерапевт профессор Фаерштейн слыл оригиналом. Разработанная им система реабилитации творила чудеса. Очередь к нему на прием в иерусалимской больнице «Адасса» была расписана на полгода вперед. В его частном санатории-пансионате лечились дети из разных стран мира, причем там были не только евреи.

Сколько раз ему предлагали переехать в Америку, в Европу, но он считал, что место еврея в Израиле и построил дом в религиозном районе Иерусалима.

Друзья недаром называли профессора оригиналом. После тяжелого года творческой, но изнурительной работы, он проводил отпуск в самых неожиданных местах. Но в этом году доктор Фаерштейн превзошел ожидания ко всему привыкших друзей и близких. В Интернет он нашел информацию о племени индейцев, сохранившемся в тех лесах Америки, что расположены на границе с Мексикой, и решил посмотреть на аборигенов собственными глазами. Профессор списался с туристическим агентством и попросил организовать для него тур. С большим трудом от вождя племени было получено разрешение на визит. И вот профессор вместе с женой на джипе пробирается к указанному на карте индейскому поселению. Тяжелая дорога длится уже более 6 часов.

— Может это просто рекламная утка, а на самом деле никаких индейцев нет, — в который раз повторяет жена. — Какие в наше время индейцы?

Как только она закончили фразу, раздался оглушительный треск тамтамов. В течение считанных секунд джип был окружен вооруженными короткими копьями индейцами. Водитель помахал белой тряпкой и громко прокричал по слогам какую-то непонятную фразу по бумажке, выданной перед отъездом директором туристической фирмы. В мгновение ситуация переменилась. Молодые воины расступились, и профессор увидел седого статного старика с длинными седыми волосами, восседавшего на троне из лиан. Голову его украшала корона из длинных павлиньих перьев.

— Это и есть индейский вождь! — понял доктор Фаерштейн.

Через секунду они уже шли к трону, чтобы поприветствовать индейского предводителя и передать ему подарки из Израиля. Чету Фаерштейнов посадили по правую сторону от трона вождя. На голову профессора тоже водрузили какие-то перья. И тут началось — вождь племени что-то резко выкрикнул и три раза ударил бамбуковой палкой по барабану. Под звуки тамтамов, все мужчины племени, потрясая копьями, начали торжественный танец в честь почетных гостей. После очередного круга почета, они падали перед гостями на землю и замирали. Вождь племени радостно хлопал в ладоши и время от времени выкрикивал какие-то новые приказы, которые тут же беспрекословно исполнялись. Во время этой почетной церемонии, когда в очередной раз все воины упали на землю и замерли, профессор тихо сказал жене на идиш:

— Вос ворт волт гезогт майн швер, вен эр волт дос гезен?

(Ты представляешь, чтобы сказал твой отец, если бы он увидел это?)

И тут неожиданно для себя, супруги услышали, как вождь племени произнес в ответ:

— Ун вос волт гезогт майн тате, вен эр волт гезен азойнс?

(А что бы сказал мой отец, если бы он увидел это?)

В каждой еврейской истории комедия всегда переплетена с трагедией. Ранней весной 1945-го года войска союзников освободили последних выживших узников Дахау. Среди них был шестнадцатилетний подросток из Лодзи — Мендель Шнайдер. Вся его семья погибла в лагере, он остался один. Ни одного близкого человека на земле. После пережитого он решил оставить цивилизованное общество Европы, допустившее Катастрофу, и уехал в США. Мендель искал свое место на Земле, скитался. В лесах случайно обнаружил племя индейцев. Они разрешили Менделю поселиться среди них после того, как он успешно прошел испытательный срок. Он выучил язык аборигенов, перенял их обычаи… А через 20 лет, когда умер вождь их племени, индейцы избрали его своим новым вождем.

Рав Цви Патлас

Нелли, это не из той серии о которой я написала, это отлично сделанная юмореска.

Лена!!! Ура!!! Спасибо! А то я это уже читала-читала...

))))))))))
Ай-яй-яй, а то я так и поверила и лоханулась. :-)

Очень понравился рассказ - хорошо написано! И про современных индейцев Америки представление тоже сильно поменялось, хотя и смутно догадывался, что современные индейцы уже не те и живут жизнью среднего американца. Спасибо, Илана! Классный пост!

Рада стараться!
Вообще, с индейцами получалось по-разному. В начале прошлого века детей из резерваций забирали в интернаты, учили их там, давали приобрести среднее образование, специальность, и считали, что хорошо делали, пока не поняли, что, поголовно приобщая индейцев к Западной культуре, у них отнимают их собственную культуру. Даже не отнимают, а убивают ее, потому что через поколение никто уже ничего не будет знать и помнить.

Это с одной стороны. А с другой, жить в резервации, получать подачки от правительства и быть совершенно никак не приспособленным к современной жизни тоже плохо.

В общем, это серьезная проблема, как сочетать свою национальную самобытность с современной жизнью. Решают ее как могут, иногда удачно, иногда нет...

Осторожно так спрашиваю: как ты относишься ко всем этим реверансам и извинениям "бледнолицых" за грехи предков двухсотлетней давности?

Амбивалентно отношусь.

на

резервации...

Почему - на, не в? В смысле - НА территории, а не В "гетто"?
Это принципиально? И в англ.-амер.?

Говорят "на резервации", в смысле "на территории резервации". Возможно, это неправильно. По-английски это звучит on the reservation. Опять же, за чистоту своего русского языка я не ручаюсь и все поправки с благодарностью приму.

И читается на одном дыхании, и столько интересного-нового узнала.

У меня есть план на завтра, то есть, уже практически на сегодня.
Центр Изучения культур доколумбийской Америки в эти выходные устраивает большой индейский фестиваль. Надо бы съездить, посмотреть и поснимать, конечно...

Рассказ хороший
Насчет притягивания к теме генетики не совсем нормальных людей-это ты погорячилась. Никогда не занималась генетикой, но нормальных людей рядом не было отродясь
Ищо в себе:)

Может, ненормальных людей кругом так много, что их (нас) всюду хватает?

заняться запутанными вопросами автономии Нации ирокезов

Нация Ирокезов живет в Канаде и в США. И у них есть какое-то подобие самоуправления, очень запутанное. Недавно несколько ирокезов прилетели во Францию и попытались пройти паспортный контроль, предъявив не американский паспорт, а документ, выданный советом старейшим союза племен. Их не пропустили через границу. Так что Нация сама по себе, а гражданство у них или американское или канадское.

да нееe
я к тому что и у нас "ирокезы" есть
и тоже не в национальных костюмах
и запутанная автономия имеется
так что будте готовы

кстати а сама Юлька Фенимора Купера читала ?

Конечно, читала. Она вообще очень много читала, все, что ей под руку попадалось.

Так хорошо выписаны детали, представила живую Юльку.
Мы все вышли из резервации, в таком случае, или пытаемся выйти.

Да. Хорошо, когда такая возможность есть.

Прочитала про Юльку ирокеза на одном дыхании. Такое не забывается!
Удивительные у Вас все-таки коллеги.

Еще какие! Но говорят, что профессия генетика привлекает не совсем нормальных людей. В этом что-то есть....

Илана, ты гений общения. И писания. Твой рассказ держал в напряжении до последней фразы, я все думала, что что-то случится. У меня разрушился стереотип резервуаций. Оказывается, я тоже жила и живу в резервуации.)))

Спасибо. Но ведь ничего особенного не случилось. Просто жила ирокез Юлька, и сейчас живет.
А чувства, которые я испытала, узнав, что жила в резервации, были таки довольно сильные, ничего не скажешь...

Спасибо, очень интересно!

И Вам спасибо за то, что прочли!

Я не знаю, какой из вас генетик, но как писательница вы на хорошем уровне, и понимаю желание донести реальную действительность, но концовку хотелось бы видеть, более сказочную и счастливую.

Я ни слова на придумала в этой истории. Концовка какая есть.

Я вам верю, так как вы автор, всегда есть возможность немного преукрасить и дополнить, рассказ получится каллоритней и интересней!
Я не в коем образе не собираюсь вас учить, просто мой дилетанский и читательски-обывательский взгляд на литературу.
Большое вам спасибо, читал с интересом и жду ваших новых рассказов и историй.

Но раз она блондинка, значит не совсем индейского происхождения. Или альбинос? Тем не менее, диабета она не избежала.

Я не думаю, что хоть кто-нибудь сегодня в США принадлежит к чему-нибудь "совсем". И моя Юлька, конечно, тоже помесь.

Я представляла себе что индейцы сегодня это что-то отличное от "нечто в перьях", но совершенно неконкретно. Скажи мне пожалуйста, если диабет это то что их подкашивает, почему же нельзя с младенчества учиться вести немного другой образ жизни? Вместо пшеницы - гречку, вместо картошки - капусту ну, и так далее?

Мне думается, что это такое несчастливое сочетание генов, неспособность регулировать содержание сахара в крови. Если с самого младенчества и всю жизнь очень следить за тем, что, сколько и когда ты ешь, то, наверное, можно избежать диабета или, хотя бы, отложить его развитие на годы. Но для этого надо быть очень образованным в этой области, а далеко не у всех такие знания есть. Бабушка Хайка ведь тоже умерла от диабета, тяжелого и довольно рано развившегося. И они не зря с Юлькой так были похожи: у них наверняка была одна и та же комбинация генов, хотя они и не были родственниками, ну уж никак не получалось.

Очень интересно и познавательно. А почему индейцы не перемешались с прочим американским населением?
А если бы не резервации, они бы вымерли?

Индейцы перемешались с прочим американским населением настолько, что практически у каждого американца, чья семья живет в Штатах более ста пятидесяти лет, есть индейские предки. Большинство людей с индейской кровью живут обычной жизнью среди остальных американцев. Чистокровных индейцев, наверное, вообще не осталось, во всяком случае, тех, кто принадлежит только к одному племени.

Но племена существуют, и пользуются сравнительной автономией на американской территории, и они учитывают своих членов. Кто является членом того или иного племени, решает совет старейшин, но обычно это просто ребенок, который родился у члена племени. Мама моей подруги Юльки не жила на резервации много лет, но была официальным членом племени навахо, и ее дочь имела те же права.

Спасибо за ответ

Разрушили стереотип.

Чего и добивалась. Однако, писала только правду, ничего не придумывала...

писала только правду,

Вы же не писатель, а исследователь.

Я, наверное, не умею придумывать истории, увы.

не умею придумывать истории,

Я тоже. и еще много много других вещей. Переживем!

Разрушили стереотип

не все же индейцы вышли из резервации, многие живут до сих пор. Юлька одна из немногих, которая вышла в люди, получила образование. А сколько до сих пор неграмотных индейцев? Если ошибаюсь -поправь.

Рассказ интересный, спасибо.

Я никогда не была на резервации. Все индейцы, которые мне встречались, были очень даже грамотные, включая маму Юльки, доктора наук. Наверное, неграмотные люди всех цветов и этнических групп живут где-то далеко. Недавно я прочла где-то, что в СФ 51% жителей имеют высшее образование, это особенности Кремниевой долины, такое место. Так что мои сведения явно не показывают даже среднее по стране.

© 2002-2014 Ботинок | Реклама в блог-журнале | Ботинок в Facebook: группа / страница | Разработка и техническая поддержка — DugriTeam.